14 июля 2011 г.

«Мне повезёт». Книга

Оригинал статьи: I’m Feeling Lucky, the Book

Вы, должно быть, видели это сообщение, выводимое при установке Панели Google в браузере Internet Explorer: «Пожалуйста, прочтите это внимательно. Это не обычное тра-ля-ля».


А если вы пользовались соцсетью orkut, то, наверное, помните, знаменитое сообщение об ошибке: «Плохой, плохой сервер. Не получишь пончик».


А помните Mentalplex, первоапрельскую шутку Google?


Быстрейший и умнейший поиск с помощью Google MentalPlex!
— Снимите шляпу и очки.
— Вглядитесь в круг MentalPlex. Не двигайте головой!
— Спроецируйте в круг ментальную картинку искомого.
— Щёлкните или визуализируйте щелчок в пределах круга MentalPlex.

А «10 убеждений, оказавшихся правдой»?


Всё это написано Дагом Эдвардсом (Doug Edwards), директором Google по маркетингу и управлению брендами с ноября 1999 по март 2005 г. Даг был «голосом Google», автором текстов для корпоративных страниц Google и ответов на частые вопросы (FAQs). А теперь он написал книгу «Мне повезёт» («I’m Feeling Lucky»; Google Books, Amazon), в которой рассказал о пяти годах, проведённых в Google.


«Google превращался в мою личную трибуну. <…> Мы построили глобальную высокую кафедру и мой голос раздавался с этой кафедры. Мои мысли, мои идеи, мои проклятия доходили до огромного числа людей, их было больше, чем читателей “New York Times” или зрителей теленовостей. Из-за кулис я говорил устами Волшебника Страны Оз. И пытался сам его не слушать», вспоминает Даг.

Он предложил название «AdWords» — результат скрещивания «AdsDirect» и «BuyWords», двух других вариантов названия службы веб-рекламы Google.

Даг был директором по маркетингу в компании, основатели которой не хотели тратить слишком много денег на маркетинг. «Эффективность. Умеренность. Честность». Таковы были важнейшие принципы Google. «Стремление стать известным благодаря “сарафанному радио” подпитывалось тем презрением, которое Ларри и Сергей испытывали к рекламе. Они высмеивали расточительные начинания и рекламу на финалах футбольных чемпионатов, поскольку телевизионной рекламе не хватало ответственности. <…> “Если мы не можем выиграть за счёт качества, — спокойно говорил Ларри, — нам не следует выигрывать вообще”. Он считал, что выиграть лишь за счёт маркетинга — это обман, поскольку это означало бы заставить людей пользоваться тем, что им не нужно, вопреки их собственным интересам».

На самом деле, отдел маркетинга появился в Google только потому, что «член совета директоров или какой-то их приятель из Стэнфорда настаивал, что нужно нанять людей, которые займутся тем, что не относится к разработке (engineering»).

Даглас делится множеством интересных воспоминаний о первых днях Google, когда компания старалась усовершенствовать первоначальный код, выстроить масштабируемую инфраструктуру, убедить главные порталы той эпохи (вроде Yahoo! и AOL) использовать поисковые технологии Google, а также пыталась найти способ извлекать из всего этого доход. Google начинал с великолепной идеи, однако превратить исследовательский проект в успешную компанию не так-то просто. Сильно помогло делу то, что компания нанимала умные кадры и сумела создать горизонтальную структуру управления (flat organization), в которой вместо бюрократии царила меритократия — правление одарённых. «Замечательные последствия имела эта затея — собрать [инженеров] вместе, чтобы идеи носились от одного к другому, сталкиваясь и порождая новые, ещё более оригинальные», вспоминает Даглас.

Google всегда представлял собой антикорпорацию: можно было оспорить мнение начальства, а за рулём сидели разработчики (engineers). Вероятно, именно поэтому лозунг «Не делай зла» («Don’t be evil») стал мантрой Google. Когда компания «Google» выросла, этот лозунг помогал Google оставаться верным себе. Даже когда Google делал зло — например, тестировал выдачу рекламы вперемежку с результатами поиска — мантра оставалась актуальной и подсказывала выход.

Роль Дагласа возрастала: из директора по маркетингу, который продвигал Google, стараясь не тратить много денег, он превратился в голос Google, в человека, который написал или отредактировал большую часть текстов на страницах Google. Он оспаривал многие решения основателей Google — от «праздничных» логотипов (Google doodles) до создания рекламного сервиса без модерации, однако впоследствии приходил к выводу, что это были великолепные идеи. Поработав до того менеджером по маркетингу в Mercury News, в Google Дуглас был вынужден поменять многие привычки и многому учиться на ходу.

Он решил уйти из компании после того, как понял, что после большой реорганизации Google он стал не нужен. «Я пришёл на работу в небольшую компанию как парень из крупного бизнеса. Теперь я ухожу из крупного бизнеса как парень из небольшой компании». Даглас полагает, что главный недостаток Google — это «нетерпение по отношению к тем, кто недостаточно быстро схватывает очевидную истину подхода Google». Уйдя из компании, он обнаружил, что сам «нетерпелив по отношению к тому, как всё устроено», а повседневная жизнь полна нерешённых проблем. Впрочем, «умные люди, стремящиеся улучшить жизнь, могут практически всё».

И это одна из важнейших характеристик Google: стремление улучшить жизнь в глобальном масштабе. Создать браузер получше, улучшить электронную почту, запустить рекламный сервис на основе релевантной рекламы, сделать систему перевода, которая постоянно улучшается, — всё это показывает, что Google стремится найти верные решения важных проблем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост можно прокомментировать на +странице блога «Жизнь с Google» по адресу, указанному в комментарии выше.

(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в ленте +ЖсG.)

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.